суббота, 21 июля 2012 г.

Sharp GF-9191XR. Перестройка тюнера с 65-74 на 87,5-108 МГц

Я уже писал ранее, что шедший на Советский Союз и продававшийся в "Березках" и "Альбатросах" Sharp GF-9191XR имел частоту УКВ 65-74 МГЦ. Ныне на ней мало чего поймаешь, остались только государственные радиостанции для сельских жителей с соответствующим репертуаром. После перестройки моих Панасоников 54,55 и 5500 у меня не охваченным остался только Шарп, поэтому решил довести это дело до конца. Привожу необходимую нам часть схемы этого аппарата.

Нам надо будет изменить емкости C5, C6 на входном контуре,  C20, C21 на гетеродине и уменьшить индуктивность катушек соответственно L1, L2 и  L3, L4.
Вот исходный вид тюнера перед перестройкой.
Более крупно
Катушки входного контура имеют по 3 витка, гетеродина 3 и 2 витка.
Вид входных катушек с обратной стороны.
Я их выпаял и удалил по одному витку. Конденсаторы C5, C6 я также удалил.
На катушке с гетеродином с 3 витками я также удалил один виток. Из конденсаторов убрал только C21, C20, емкостью 3 пкф я решил не трогать.
В дальнейшем методом подбора на место C21 я установил конденсатор на 12 пикофарад и раздвиганием катушек  L3, L4 вогнал тюнер в диапазон 87,5-108 Мгц. Честно скажу, что изначально у меня получался диапазон немного шире, я уже фактически разложил все витки максимально, но в диапазон не попадал. Мне пришлось выпаять повторно L3 и укоротить ее еще на 3 мм, сделав диаметр катушки чуть меньше исходной. Только тогда диапазон лег в точные границы.
Сколько я не экспериментировал с входным контуром, чувствительность тюнера не менялась и была очень хорошей, потому я не стал впаивать какие либо конденсаторы на место C5, C6. В принципе, можно было бы и не разваливать катушки L1, L2, но мне показалось, что так чуть лучше. На вращение подстроечного конденсатора чувствительность вообще не реагировала.
Вот что получилось в итоге.
С другого ракурса.
Начитавшись литературы в интернете, я подумал, что входной полосовой фильтр, именуемый на схеме B.P.F. у меня жестко настроен на 65-74 и 87,5-108 будут идти хуже за счет урезания верхней частоты. Я поставил какой-то нашедшийся у меня B.P.F. от донора. Сразу же началась каша в нижней части FM, сильные станции налазили на слабые. Вернул назад родной B.P.F. - все стало на свои места, подтвердив поговорку "От добра добра не ищут". 


Я потратил довольно много времени, добиваясь идеального результата. Если вы не настолько критичны и вас не будет раздражать некоторое пустое место вверху и внизу диапазона, то этот процесс займет у вас не больше часа, включая время на разборку магнитофона.

32 комментария:

  1. Нафига? И шкалу тож менять?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуте.Нам ехать,шащечки не интересуют.В связи с этим вопрос.После перестройки мы имеем полноценный прием,т.е. рабртает в стерео режиме,или как?Юрий,Одесса.

    ОтветитьУдалить
  3. Ответы
    1. А что на УКВ у него пилот-тон там стоит, что стерео на 108 работает? Если стереодекодер на УКВ работает, то на 87-108 нужен пилот тон, иначе стерео не будет.

      Удалить
    2. Все работает хорошо, не сумлевайтесь.

      Удалить
  4. Спасибо за ответ и огромное спасибо за подробную инструкцию.Буду дерзать.Юрий,Одесса.

    ОтветитьУдалить
  5. Господа, помогите со схемой на GF-9191Н, на шизе видел, но её не рассмотреть, всё расплывчато.
    ... и еще вопрос к маэстро Джанчинто - на обоих сабжах даже при небольшом выдвигании ползунков /20-25 процентов/ громкости, на низких частотах динамик начинает захлёбываться. Каковы возможные причины? Методы диагностики и лечения?
    С огромным уважением

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну с маэстро - это явный перебор, сам я на уровне любителя.
      Схема Вам вся нужна или кусок определенный? На 9191Н у меня нет, есть только на Х. Если такая подойдет, дайте почту, сфотографирую и пришлю.
      По проблеме. Вы смотрели, там все родное внутри: динамики, УНЧ? Я уже не помню, как у меня на Шарпе, но на Универсуме 2605 это вечная проблема, правда там с половины мощности захлебывается аппарат.
      Может ползунки уже не родные поставлены, с другой линейностью, там же они должны быть логарифмические.

      Удалить
  6. Спасибо за оперативный ответ!!! Схема нужна, скорее УНЧ и его обвязки. Хотя кто его знает? Динамики родные, ползунки родные, не хрипят, аппараты некопаные. Почта peter_bkk@mail.ru
    С огромным уважением

    ОтветитьУдалить
  7. Премного благодарен!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  8. ~РАДИОТЕХНИК~10 мая 2013 г. в 04:21

    Здравствуйте коллеги РАДИОЛЮБИТЕЛИ! У меня сложилось такая ситуация, дело в том что у меня есть старая автомобильная магнитола ГРОДНО РМ-304-01 СА, там есть тюнер на УКВ диапазон, но там вместо КПЕ стоит переменный резистор(т.к. есть варикап), как мне можно переделать чтобы был FM(87.5-108 МГц) диапазон?

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте!
    Помогите со схемой sharp GF-9191XR, купил, пока в пути, но покупал с дефектом нет звука ни с кассеты ни с радио. Думаю починить можно будет. Если схему раздобыть проще будет. Заранее благодарен. nde1965@inbox.ru. Дмитрий.

    ОтветитьУдалить
  10. Информация очень полезная и интересная. Огромное спасибо.

    ОтветитьУдалить
  11. Все работает, помогло, отлично!!!Спасибо за труды!!!

    ОтветитьУдалить
  12. Странный вопрос, если позволите. Если Sharp GF-9191XR официально поставлялся в СССР, то кроме нижнего (УКВ) диапазона они должны были ставить стереодекодер полярной системы, а не Zenith с пилот-тоном, стандарртный для FM диапазона. В этом случае, при переводе приёмника с нижнего диапазона в верхний, реальное стерео получить невозможно. Загорался ли светодиод "Стерео"? Реально ли было стерео по звуку?
    Вполне возможно, что джепы и на нижний диапазон ставили декодер Zenith - по привычке или по незнанию (такое маловероятно, конечно, но я всё равно не помню в СССР ни одной стерео УКВ станции. Это, правда, не значит, что их не было).

    ОтветитьУдалить
  13. Ах, да. Вопрос - практический, появилась необходимость перестроить этот имеющийся в наличии шедевр магнитолостроения на FM.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам шашечки или ехать? Стерео есть.

      Удалить
    2. Мне ехать, но так, как считаю правильным. Если для этого понадобятся шашечки, я буду ехать только с шашечками. :D
      Спасибо. Успокоили.

      Удалить
    3. Схему посмотрите и успокойтесь. Стереодекодер там есть.

      Удалить
    4. Отлично. Всё заработало. Стерео есть благодаря BA1320. Стоило бы её показать на одном из фото было/стало - вопросов на эту тему было бы меньше.
      Еще раз спасибо за инструкцию.

      Удалить
    5. А вот схемы-то нормальной как раз и нет. Есть на HB и на E. А на них все микросхемы указаны во внутреннем шарповском формате - RH IXI082AFZZ. Разбираться в обвязке и сравнивать с даташитами было лень. Вот когда вскрыл и убедился - другой комфорт.
      Так что прошу прощения за назойливость - я такую технику уже лет двадцать, как не открывал, потому и много вопросов.

      Удалить
  14. Здравствуйте, Владимир!
    Спасибо за обзор, всё как всегда, на высоте!
    Есть вопрос по этому аппарату, может посоветуете. Версия X с "нормальным FM". Попался некопанный (судя по всему, первым человеком, который его свинчивал после сборки на заводе был я) и в отличной косметике.
    Набор типичных болячек - пуллер на тонвале потёк, хрипы в регуляторах. Это всё устранено.
    Но ещё проблема с тюнером. Выражалась в том, что ловились все станции, без хрипов и прочего, в режиме стерео, т.е. фактически штатно, НО при стрелке на шкале 108 принималась станция 101, а всё что выше оказалось в начале шкалы. То есть, будто отрезали конец диапазона и добавили его в начало, при этом все станции присутствуют.
    Верчение в разумных пределах T1 и T2 ничего не дало, а вращение двух крутилок на КПЕ позволило вернуть станции на место, но проблема всё-же есть - ближние станции наверху диапазона накладываются друг на друга, некоторые почему-то вообще не ловятся. Можете посоветовать что-то по этому вопросу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы тоже с удовольствием почитал коментарии Владимира по этому вопросу(и не только по этому).

      Удалить
  15. Добрый вечер!! перестроил как Вы описали, что то вообще ничего не ловит, крайний справа тумблер на три позиции, шипит хорошо так в режиме Моно, Стерео и расширенное Стерео молчит, тумблер смазывал ВД-40.

    ОтветитьУдалить
  16. Значит что-то не так сделали, с принципиальной точки зрения тут частота приема поднимается или уменьшением индуктивности, или уменьшением емкости, а для точной настройки приходится делать и то, и другое.
    У Вас при перестройке гетеродина хоть одна станция из нужного диапазона появилась? Если нет, значит не те параметры конденсаторов ставите. С катушками там проще, витки сосчитать легко.
    А до перестройки аппарат нижний УКВ брал то? Если станции были, то должны были появиться и на верхнем участке.
    Если зацепитесь хотя бы за одну станцию, от нее уже можно плясать в ту или иную сторону. Только важно, чтобы это была основная станция, а не зеркалка, потому как от зеркалки уйдете в такие дебри, что и назад дорогу найти будет трудно.)))

    ОтветитьУдалить
  17. Добрый день , меня очень интересует вопрос , как можно на 800 шарпе уменьшить уровень сигнала радио.
    У меня основные регуляторы громкости находятся всегда в нижнем положении, громкости хватает. Ещё один регулятор громкости в самом низу хрипит, вот я и подумал уменьшить входной сигнал громкости, при этом регулировка громкости сместится выше и хрипы регулятора исчезнут. Боюсь крутить подряд все подстроечные, поэтому решил узнать у знающих.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно неправильный подход. Вы лучше лечите проблему, а не подстраивайтесь под нее.

      Удалить
  18. Владимир, спасибо! Переделал, как Вы описываете. Все заработало нормально, только пришлось все-таки поставить C6 12 пФ, иначе получалась неравномерная чувствительность по диапазону.

    ОтветитьУдалить
  19. <Большое спасибо . Перестроил фм ,замечательно.

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте Владимир. Обзавёлся шарпом 535 ым , и пары конденсаторов не хватает. А какие должны стоять об этом история умалчивает. На 9000 ый нашёл но всё равно они разные. Не поможете со схемой? Если никак, то какой должен быть кондёр под номером 347.

    ОтветитьУдалить
  21. Спасибо автору за проделанную работу. Очень полезное и нужное дело сделано. Все получилось отлично. Даже с моим опытом пайки получилось полдня работы. Парафин такая гадость. Успехов в вашем деле и здоровья !!!!!

    ОтветитьУдалить